Контроль качества – это процедура или набор процедур, предназначенные для обеспечения того, чтобы производимый продукт или оказываемая услуга соответствовали определенному набору критериев качества или требованиям клиента.Применительно к отделу продаж, контроль качества необходим в ситуации, когда сотрудники взаимодействуют непосредственно с клиентом. В процессе выявляются системные и индивидуальные ошибки процесса продажи. Контролируется манера общения менеджера с клиентами с целью выявить проблемные стороны.По результатам проведенного контроля, формируются мероприятия по устранению выявленных недочетов. Среди них могут быть: индивидуальная работа с менеджером по продажам для исправления его ошибок при общении с клиентом, обучение сотрудников, семинары, тренинги. Если ошибки являются системными для всего отдела, то возможно проведение групповых занятий.Контроль качества в отделе продаж помогает:1) Понять наиболее часто допускаемые ошибки при продажах и почему у менеджеров не получается продавать;2) Выявить как часто и почему сотрудники не соблюдают те или иные регламенты;3) Устранить отсутствие мотивации менеджеров по продажам к качественной работес клиентами.Способы организации контроля качества:1) Руководитель отдела продаж лично прослушивает звонки и манеру общения с клиентами по каждому сотруднику, делает выводы, составляет индивидуальные планы работы;2) Создается специальный отдел в штате, который контролирует процессы продаж и работу с клиентами, а отчеты предоставляет руководителю;3) Отдать на аутсорсинг более опытным фирмам по контролю качества.Зачем нужен отдел контроля качества?Основные задачи контроля отдела продаж в компании:- Выполнение текущего плана продаж;
- Формирование будущего плана продаж;
- Оценка персонала и менеджеров по продажам;
- Оптимизация цен;
- Контроль финансовых показателей;
- Определение эффективности акций и маркетинговых мероприятий;
- Контроль работы с клиентами;
- Увеличение уровня лояльности клиентов;
- Улучшение взаимоотношений в отделе.
Применительно к компаниям, занимающимся реализацией своей продукции, важным блоком контрольных процедур является проверка деятельности отдела продаж. В ситуациях, когда продажи низкие, служба контроля помогает понять, почему у менеджеров не получается продавать продукцию. Задача специалиста отдела контроля качества: найти ошибки в разговорах каждого менеджера.С этой целью процесс строится следующим образом:- Исследуются: что менеджер говорит о продукте, как отвечает на вопросы клиента, какие сам задает вопросы;
- Используются таблицы оценок – список критериев, которые влияют на решение о покупке продукции;
- Помочь менеджерам исправить ошибки.
Помощь менеджерам заключается в следующем:- Проведение обучения;
- Применение кейсов;
- Обсуждение звонков;
- Рекомендации по скриптам;
- Видеообучение.
Проконтролировать, чтобы менеджеры начали лучше работатьВажным условием является не просто передать менеджерам информацию, но и проконтролировать процесс ее восприятия и применение на практике. Это заключается в:- Оценке уровня знаний менеджеров;
- Обучении новым знаниям и навыкам в плане продаж;
- Оценке прошедших обучений;
- Дополнительных часах на обучение по темам, которые были не до конца освоены;
- Еще одной оценке полученных знаний;
- Повторении цикла до тех пор, пока не будут устранены все ошибки.
Руководитель отдела контроля качества (Head of Quality Control)